Персональный сайт воспитателя МАДОУ "Детский сад № 453" г.Нижнего Новгорода

Мочалова Елена Валерьевна

Игры с носовым платочком

 


1. Пальчиковая гимнастика.

Задача: учить сдвигать прямые пальцы, захватывая одновременно платок и удержи­вать его между пальцами одной руки; разви­вать зрительную ориентацию.

Выполнение:

  1. На столе лежит платок в развёрнутом
    виде.

  2. Ребёнок кладёт руку (сохранную) на се­
    редину платка ладошкой вниз, все пальчики
    раздвинуты.

На слова педагога: «Дружно пальчики сведите

- И платок в ладонь возьмите».
Ребёнок сдвигает пальцы, захватывая

платок, поднимает ладонь, удерживая пла­точек между пальцами. То же самое проде­лывает другой рукой.

Усложнённый вариант: упражнение вы­полняется обеими руками одновременно, используются два платочка.

2. «Пучок»

Задача: учить поочерёдному присое­динению пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец.) к большому паль­цу, образуя комбинацию «пучок»; развивать зрительную ориентацию.

Выполнение: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2. Пальцы раздвинуты. 3. Кисть руки ста­
вится в угол платка на кончики пальцев. 4.
На слова педагога:

  • Что задумал паучок?

  • Я хочу собрать пучок.

Дети начинают последовательно присое­динять пальцы (указательный, затем сред­ний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.

То же самое делают другой рукой.

Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.

3. «Поймаю»

Задача: учить протягивать платочек в заданном направлении, регулировать с учётом статику и динамику пальцев; раз­вивать зрительно-двигательную ориен­тацию.

Выполнение: 1. Руки, согнутые в локтях стоят на столе.

Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повёрнута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты.

На слова педагога: - Наш платочек по­бежал.

- И все пальцы посчитал.

Вначале педагог демонстрирует дейст­вия, затем, дети начинают протягивать пла­точек между мизинцем и безымянным паль­цами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним - от себя. Далее протягивают платочек между средним и ука­зательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и боль­шим по направлению от себя. Педагог сло­весно обозначает направление платочка: «К себе. От себя...» На слова: «Поймаю» - дети сжимают пальцы, платочек останавливает­ся. Игра продолжается с участием другой руки.

4. «Змейка»

Задача: учить протягивать платочек ме­жду пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движе­ний, развивать кисть руки в запястных сус­тавах.

Выполнение: 1. Исходное положение рук такое же, как в предыдущей игре.

2. На слова педагога: «Змейка быст­рая ползёт, поиграть ребят зовёт» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее про­тягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указа­тельным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д. Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, дви­гательная функция которой наиболее со­хранна.

5. Вариант 1. «Комочек»

Задача: учить захвату и удержанию пря­мыми ладонями, скомканию платочка обеи­ми руками, образуя комок; развивать согла­сованность действий рук.

Выполнение: 1. На столе лежит плато­чек в развёрнутом виде. 2. На слова педаго­га: - Ручки мы на стол положим

- И платок в комочек сложим.

3. Руки прямыми ладонями полагаются на платочек.

Не отрывая рук от стола, ладони двигают­ся навстречу друг другу, захватывая платок.

Ладошки начинают комкать платочек, превращая его в комок.

Вариант 2.

Задача: упражнять в сгибательных и раз-гибательных движениях пальцев рук, соблю­дать правила выполнения движений.

Выполнение: 1. Платочек в развёрнутом виде лежит на столе.

  1. Ладонь руки кладётся на угол платка.

  1. На слова педагога: - И-и-и... комкать,
    комкать, комкать, мять - наши ручки не
    унять - ребёнок начинает комкать платочек
    так, чтобы он весь оказался в кулаке.

Комкание может производиться:

а) - без отрыва руки от стола;

б) - с отрывом руки (в воздухе).

То же самое проделать другой рукой. Усложнение: упражнение выполняется с двумя платками обеими руками.

Игры и упражнения,

развивающие пространственную

ориентировку

6. «Складывание (или сгибание) пла­точка по прямой»

Задача: учить складывать платочек в го­ризонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.

Оборудование:

  • платочки (25 х 25 см) красного, синего,
    жёлтого и зелёного цвета;

  • пластмассовые крючки соответствую­
    щего цвета;

-скрепки.

Выполнение: 1. На столе перед ребён­ком лежит развёрнутый платок. 2. Педагог говорит слова:

  • Ну, платочек, потрудись,

  • Пополам скорей сложись, одновремен­
    но показывает способ действия:

  • большим и указательным пальцами за­
    хватывает два нижних уголка платка и скла­
    дывает его пополам, соотнося нижние угол­
    ки с верхними.

3. Затем произносит слова: «Наш плато­чек потрудился -

В половинку превратился»

Проводит ладонью по сложенному платку.

По аналогии платочек складывают по го­ризонтали сверху вниз, а по вертикали спра­ва налево и наоборот.

Усложнение: детям предлагается зри­тельно определить середину линии сгиба, закрепить это место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка.

7. «Складывание платочка по диаго­нали»

Задача: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удер­живая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов, закреплять пинцетный тип хватания.

Оборудование:

  • платочки (25 х 25 см) красного, синего,
    жёлтого и зелёного цвета;

  • пластмассовые крючки соответствую­
    щего цвета;

  • скрепки.

Выполнение: 1. Развёрнутый платок ле­жит на столе.

2. Педагог говорит слова: «Ты, платочек,
не ленись,

Уголком скорей сложись». Показывает способ выполнения: боль­шим и указательным пальцами захватывает нижний уголок платка, направляет и накла­дывает его на противоположный верхний угол.

3. После слов: «Наш платочек не ленился -
В треугольник превратился». - Проводит

ладонью по месту сгиба.

4.Затем платочек складывается по диаго­нали сверху вниз.

Усложнение: дети определяют сере­дину линии сгиба, закрепляют зажимом и вешают на крючок такого же цвета, как и платочек.

8.«Бабочки»

Задача: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в дина­мике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.

Оснащение: платочки и бельевые при­щепки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета.

Выполнение: 1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.

2. Педагог произносит слова:

Пальцы весело шагали

И платочек собирали -

Превратился в тряпочку

Похожую на бабочку.

и показывает действие.

Большой палец фиксируется на угол­ке платка, а указательный и средний «по­шли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складоч­ки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка».

Другой вариант.

Задача, оснащение, техника выполнения, четверостишие те же. Меняется только на­правление движения пальцев. Зрительно определяется середина на нижней линии платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом варианте пальцы «шагают» по прямой от нижней части платка до верхней. Крылышки у «бабочки» получаются другой формы иного строения.

9. «Накормим Киску»

Задача: учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать сим­волом и называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину.

Оснащение: х/б носовые платочки, ма­ленькие картинки с изображением еды для кошки (молоко, рыбка, вискас (кити - кэт), мышка), игрушка Кошечка.

Руководство: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.

2. Педагог показывает кошечку и гово­рит:

  • Захотела Киса кушать,

  • Стала Кисонька мяукать:

  • Мяу, мяу, мяу....

3.Предлагает накормить Кисоньку:

Вариант I - в нижней стороне коврика по­ставим -молоко; на верхней стороне - рыб­ку; слева - вискас, справа - мышку.

Вариант II - в нижний правый угол - моло­ко; в нижний левый угол - рыбку; в верхний правый угол - кити - кэт; в верхний левый угол - мышку.

Дети повторяют название сторон и углов и в соответствии с этим раскладывают кар­тинки.

4.Педагог говорит: Вот уж Кисонька поела Тихо песенку запела Разлеглась на коврике и зажмурилась. Предлагает детям определить середину коврика и положить Кисоньку отдыхать.

 

 

Игры и упражнения, направленные на развитие ручных умений

10. «На ветерок»

Задача: развивать ручную умелость; учить практическим действиям; формиро­вать подражательные движения рук.

Оснащение: платочки, прищепки, фик­сированная верёвка.

Выполнение: 1. На столе перед каждым ребёнком лежит развёрнутый платок.

2. Педагог предлагает поиграть с платоч­ком и говорит: «Я буду говорить слова и по­казывать действия, а вы, подражайте моим движениям и делайте с платочком то же, что делаю я».

  • Чисто, чисто мы стираем - трём плато­
    чек между кулачков;

  • Прополощем - держим платок в одной
    руке имитируем полоскание (из стороны в
    сторону);

  • Отжимаем - складываем платочек по­
    полам и отжимаем обеими руками;

  • А теперь - за уголок - берём платок за
    уголочек;

  • И сушить на ветерок - закрепляем при­
    щепкой на верёвке.

Педагог знакомит детей с различными вариантами вешания платка на верёвке:

  • за один уголок (закрепить одной при­
    щепкой);

  • за два уголка (две прищепки соответст­
    венно);

  • перекинуть платок пополам, зрительно
    найти середину сгиба и закрепить в этом
    месте одной прищепкой.

Предлагает детям развесить платочки кто как хочет.

11 .«Красивая скатерть» Задача:

учить практическим действиям с платоч­ком и прищепкой:

закреплять по краям платка; чередовать по цвету; объединять по цвету.          

Оснащение: Платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки.

 Выполнение: 1. На столе лежат, свёрну­тые вчетверо,платочки.Педагог предлагает детям поиграть.

  1. «К праздничному столу надо украсить
    скатерть, но, как и чем?


  • Как же скатерть нам украсить?

  • Красок нет, ну чем раскрасить?

  • Мы прищепочки возьмём

  • Бахрому из них «сплетём».

4. Объясняет и показывает, каким об­
разом следует «плести бахрому». На край
платка прикрепляет прищепки, чередуя их
по цвету:

  • Красный, синий, жёлтый цвет -

  • Ох, красиво, спору нет.

5. Дети самостоятельно выполняют дей­
ствия, соблюдая чередность цвета и рас­
стояние между прищепками.

Другой вариант игры.

Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищеп­ки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:

На правой стороне скатерти будет кра­сивая бахрома, на левом - синяя. Внизу сделаем желтую бахрому, а вверху - зе­лёную.

Дети должны определить названные сто­роны и закрепить прищепки того цвета, ко­торый обозначен в словесной инструкции педагога.

12. «Узелок с пирожками»

Задача: продолжать развивать руч­ную умелость; разнообразить практи­ческие действия; учить завязывать углы платочка; развивать согласованные дей­ствия рук.

Оснащение: 1 .х/б (размером с мужской) носовые платочки, «пирожки» из пластили­на, обёрнутые бумажной салфеткой.

Выполнение: 1 .Дети вместе с педагогом вспоминают фрагмент сказки

Ш. Перро «Красная шапочка», а именно то, как она пошла, навестить больную ба­бушку, взяв с собой пирожки и горшочек масла.

  1. Педагог показывает детям узелок с пи­
    рожками: «Вот так были уложены пирожки».

  2. Предлагает детям поиграть с платочка­
    ми и сделать такой же узелок для пирожков
    как у Красной шапочки.

  1. Показ способа завязывания узлов, об­
    ращать внимание на то, что завязывать надо
    по диагонали.

  2. Самостоятельные действия детей с по­
    следующим обыгрыванием.

Другой вариант игры. «Колыбелька для куколки» Задача та же, что в предыдущей игре. Оснащение: х/б носовые платки, кубики, палочки,куколки.

Выполнение: 1Педогог показывает де­тям куколку и говорит:

Наша куколка играла. Наша куколка устала. Надо кукле отдыхать, Надо куклу покачать В колыбельке вот такой -

(показывает готовую колыбельку) В колыбельке подвесной.

  1. Объясняет слово «подвесной» - т.е. за­
    креплена на палочке - подвешена.

  2. Предлагает детям поиграть и сде­
    лать из платочков колыбельку для своей
    куколки.

  3. Показывает, как надо связать угол­
    ки платка. Обращает внимание детей на
    то, что соединять уголки надо по пери­
    метру.

  4. Обыгрывание колыбельки.

13. «Гирлянда» (коллективная работа).

Задача: продолжать развивать ручную умелость; развивать соотносящие дейст­вия; совершенствовать умение завязывать платочек уголками.

Оснащение: 1 .разноцветные платочки по три штуки на каждого ребёнка.

2. Мягкая игрушка Мишка.

Руководство: 1 .Педагог показывает де­тям Мишку и сообщает, что у него сегодня день рождения.

  1. Предлагает сделать для Мишки пода­
    рок (гирлянду), которым можно украсить
    комнату.

  2. Объясняет последовательность изго­
    товления подарка, первую пару платочков
    связывает педагог (связывание платочков
    уголками).

Дети по очереди привязывают по од­
ному платочку, чередуя их по цвету. Каждый
ребёнок привязывает в гирлянду по три пла­
точка.

 

Игры и упражнения, развивающие зрительное восприятие цвета, величины

14.«У платочка свой крючок»

Задача: учить складывать платок вчетве­ро по периметру и диагонали, развивая зри­тельно - двигательную координацию обеих рук при соединении сторон и углов платка; фиксировать зажимом центр сгиба; пра­вильно соотносить по цвету.

Оснащение: 1.платочки пяти цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый; 2.пять пластмассовых крючков такого же цвета; 3.зажимы (для бумаги) на каждый платочек.

Выполнение: 1 .Педагог вместе с детьми рассматривает атрибуты игры и предлагает поиграть с платочками. 2.Говорит четверо­стишие и демонстрирует последователь­ность выполняемых действий:

  • Вот платочек - берёт платок и кладёт
    его перед собой в развёрнутом виде.

  • Вот крючок - прикрепляет его к план­
    шету.

  • И зажим в придачу-берёт зажим в руки
    и разжимает его.

  • Я сверну платок вот так - складывает
    платочек по периметру, центр сгиба закре­
    пляет зажимом.

  • Но, в карман не спрячу - вешает сло­
    женный платочек с зажимом на крючок, ко­
    торый соответствует цвету платка.

3.Предлагает детям сделать то же са­мое.

4.Во втором варианте платок складыва­ется по диагонали (с угла на угол).

15.«Бабушкино варенье»

Задача: совершенствовать ручную уме­лость; учить устанавливать отношения меж­ду тремя объектами по величине; развивать глазомер и согласованную работу обеих рук.

Оснащение: 1.три стеклянные банки 0,5л, 0,2л, и совсем маленькая, например, из - под лекарства, внутри банок находит­ся цветная бумага, имитирующая варенье; 2.три платочка, размером соответствующие банкам; 3.резинки для закрепления платоч­ков; 4.театральная кукла - бабушка.

Руководство: 1 .У педагога на руке теат­ральная кукла - бабушка. Бабушка свари­ла варенье и разложила его по банкам, она

просит ребят помочь ей закрыть банки. 2.Пе­дагог предлагает к каждой банке подобрать нужного размера салфетку (платочек) и за­крыть банку, закрепить салфетку резинкой.

16.«Олино колечко»

Задача: разнообразить игровые дей­ствия с платочком; развивать зритель­но-двигательную ориентацию; учить со­относить предмет с отверстием кольца; закреплять умение удерживать предмет между тремя пальцами (щепотный тип хватания).

Оснащение: 1.четыре вида платков из разной ткани, размером от носового до го­ловного; 2.четыре колечка (которые носят на пальцах) разные по размеру.

Руководство: 1.Педагог вместе с деть­ми вспоминают содержание стихотворения: «Кто колечко найдёт?». История закончилась благополучно - колечко нашлось и Оля сно­ва надела его на пальчик, но колечко можно не только носить на пальчике, с ним можно играть.

  1. Вместе с детьми рассматривает раз­
    нообразные платки и кольца. Разворачива­
    ет платки, обращает внимание на величину,
    трогают руками (разные на ощупь по факту­
    ре).

  2. Предлагает поиграть платками и ко­
    лечками.

  3. Дать детям возможность поэкспери­
    ментировать, т. е. самостоятельно опре­
    делить кокой платок в какое кольцо можно
    протянуть.

Использование платочков в сюжетно -ролевых играх.

17. Задача общая для серии с/р. игр: продолжать развивать ручную уме­лость; учить использовать платок в с/ро­левых играх; развивать подражательные действия рук; познакомить детей с раз­ными способами завязывания платка на кукле; вовлекать в движение менее ак­тивную руку.

Оснащение: 1 .куклы; 2.разнообразные платочки.

Игра «Оденем дочку на прогулку».

традиционное повязывание платка: 1.свернуть платок по диагонали; 2.покрыть голову куклы и завязать под подбородком.

Выполнение.

Игра «Мамина помощница».

1.Платок складывается по диагонали с угла на угол. 2.Повязывается концами на­зад.

3.Завязать платок сзади на шее.

Игра «Модница»

1 .Платок складывается по диагонали.

2.Местом сгиба накладывается на заты­лок.

3.Концы (все три) выводятся вперёд ко лбу.

4.Завязываются два конца, а третий заги­бается под узел связанных двух концов.

Другой вариант.

1 .Платок складывается по диагонали.

2.Скручивается в жгут так, что - бы остал­ся свободным маленький уголок платка.

3.Платок повязывается на шею и завязы­вается галстуком или бантом.

18. Игра с/р. «Стирка», «Глажение». Задача: разнообразить игровые (прак­тические) действия с платочками; продол­жать развивать подражательные действия рук; закреплять усвоенные навыки; со­вершенствовать двигательную активность обеих рук.

Оснащением.платочки; 2. тазики с во­дой; З.мыло; 4.прищепки; 5.фиксированная верёвка; 6.утюги.

Выполнение: 1.Педагог читает стихо­творение:

Я один у мамы сын-Нет у мамы дочки. Как же маме мне помочь-Постирать платочки? Мыло пенится в корыте, Я стираю, посмотрите. - А у нас есть и сынки и дочки. 2.Рассматривает вместе с детьми атри­буты игры и предлагает «помочь» маме.

3.Вместе с детьми обговаривае- г довзтельность действий:

  • намочить платочек;

  • намылить;

• потереть между кулачками несколько раз;

  • отжать;

  • прополоскать;

  • повесить сушить.

4.Показывает новый способ вешания пла­точков на веревку: зажимается прищепкой платочек за один уголок к верёвке, следую­щий платочек своим уголком соединяется с параллельным уголком первого платка и фиксируется одной прищепкой и т. д.

5.Все платочки сушатся на одной верёв­ке, одним уголком соединены с уголком предыдущего платка.

«Глажение»

Выполнение:

1.Платочек в развёрнутом виде раскла­дывается на столе. 2.Движения утюга на­правляются снизу вверх и обратно, справа налево и от углов к углам.

3.Платочек складывается пополам, место сгиба проходится утюгом, затем ещё раз по­полам и также место сгиба проглаживается утюгом.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. Техноло­
    гия обучения и воспитания детей с нарушения­
    ми опорно-двигательного аппарата. Москва
    ACADEMA. 2001.

  2. Нэнси Р.Финни. Ребенок с церебральным
    параличом. Москва. «Теревинф». 2001.

  3. Смирнова И.А. Специальное образование
    дошкольников с ДЦП. Санкт-Петербург. «Детст­
    во- пресс». 2003.

  4. Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук. Психоло­
    гия детей с нарушением функций опорно-двига­
    тельного аппарата. Москва. Владос. 2004.

Дата последнего обновления страницы 05.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»