Процесс обучения ребенка самостоятельности очень трудный, поэтому Вам нужно запастись терпением. Не нужно ругать малыша за то, что у него не получается что-то. Вам понадобится его подбадривать, помогать, подсказывать — напоминать снова правильный способ одевания. Зато через некоторое время малыш будет спокойно сам справляться с задачей одевания.
Когда нужно начинать учить?
В возрасте от двух до трех лет малыш стремится к самостоятельности, такой возраст называет «я сам». Поэтому начинать учить ребенка самостоятельно одеваться лучше в этот период. Услышав: «Я сам!» не нужно гасить инициативу, а помогать только когда об этом попросит сам ребенок.
С чего начать?
Детям легче научиться раздеваться, чем одеваться. В возрасте полутора лет они уже могут самостоятельно снять шапку, носки. Поэтому не стоит на этом останавливаться, так как процесс раздевания связан с процессом одевания. Пусть ребенок привыкает к самостоятельности. Помогайте ребенку если у него возникли трудности, но не делайте все за него. В начале обучения лучше предложить ребенку одеть и снять что-то легкое (носки, трусы, шапку), так как одежда, с которой будет сложно справиться, может отбить весь интерес..
Также лучше положить одежду малыша в доступное для него место, чтобы он мог ее брать и пробовать одеть на себя сам. И конечно если малыш не выспался, устал или болен, настаивать на самостоятельном одевании не стоит.
Что делать, если малыш не хочет учиться одеваться?
К трем годам ребенок перерастает стремление одеваться самостоятельно. Поэтому нужно запастись терпением, помогать ему и отводить на сборы побольше времени. Можно попробовать ребенку одевать наполовину колготки, штанишки, а потом предложить закончить ему самому. Или предоставить право выбора одежды, но не более двух предметов каждого вида одежды. Иначе ребенку будет сложно определиться с выбором. «Ты какую футболочку сегодня наденешь – желтую или красную? или «Ты что сначала оденешь – кофточку или юбочку?». Как только малыш получает право выбора, критическая ситуация исчезает.
Как научить ребенка одеваться в правильной последовательности?
Очень часто дети путают, что за чем нужно надевать. Они могут надеть куртку, а потом вспомнить что под курткой должна быть кофточка, или надеть ботинки, забыв перед этим надеть носки.
Чтобы ребенок не путался, можно сделать для него «шпаргалку в картинках». Это будет модель последовательности одевания.
Сделать такую «подсказку» очень просто, вот несколько вариантов:
1. На обычном листе А4 схематично нарисовать предметы одежды в нужной последовательности и соединить их стрелочками. Для каждого времени года можно нарисовать свою «подсказку».
2. Сфотографировать одежду малыша на белом фоне (например, лист ватмана). Потом в любой программе для обработки фотографий уменьшить размер фото и расставить в нужной последовательности. И распечатать готовую «подсказку» и повесить в удобное место.
3. Выбрать нужные раскраски одежды, их распечатать. Вместе с малышом их раскрасить, наклеить в нужной последовательности на картон. Раскраски одежды Вы можете скачать здесь.
Схема последовательности должна висеть на уровне глаз ребенка. На первых порах Вам с малышом придется часто обращаться к ней. Пусть ребенок сначала Вам подсказывает, а потом он сам сможет пользоваться этой схемой. Такая «подсказка» не только учить одеваться, но и развивает наглядно-образное мышление, учит их «читать» простейшие схемы.
Что делать, если ребенок надевает одежду задом наперед?
Для того, чтобы ребенок быстрее начал понимать как правильно одевать одежду, лучше покупать ему футболки, джемпера и штаны, на которых есть рисунок, аппликация или карманы спереди. Тогда будет достаточно пояснить малышу, что перед находится там, где картинка. И что нужно перед одеванием найти, где находится зайчик (или другая фигурка).
Также можно пометить меткой переднюю часть всех вещей ребенка. Метку можно нашить на трусики, брючки, юбочку, джинсы, шорты. Лучше чтобы метка была одна и та же (например, полоска тесьмы или яркий квадратик ткани).
Нашивают метку на перед одежды (на трусики, брючки, юбочку, шортики и т.д.). Меткой может быть цветной квадратик или другая очень маленькая пришивная аппликация. И малышу объясняют, что цветная картинка должна быть впереди. Этот вариант подходит для любой детской одежды и белья.
Или купите текстильный маркер (продается в магазинах для художников и в магазинах детских товаров и товаров для творчества). Нарисуйте впереди большой цветной кружок. Через 30 минут прогладьте утюгом место Вашего рисунка (внимательно прочитайте инструкцию, так как она может отличаться у разных производителей подобных маркеров, обязательно сначала протестируйте на ненужном лоскутке ткани. Если маркер качественный, то даже после стирки рисунок останется и будет ярким). Такой рисунок нельзя стирать при высокой температуре (поэтому для детского белья этот вариант не подходит), но можно стирать при температуре 40-50 градусов в стиральной машинке).
Как научить ребенка надевать одежду с узким воротом?
Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться.
Но если в детском гардеробе есть одежда с узким воротом, попробуйте несколько простых шагов чтобы научить малыша с ним справляться.
1. Сделать из ворота «окошечко» (взять руками с двух сторон и растянуть в кружок). Посмотреть через это «окошечко» самой на потолок, на стены, дать малышу посмотреть в это «окошечко» на маму, улыбнуться друг другу. Дать малышу самому сделать такое «окошечко» (растянуть ручками ворот одежды) и поиграть с ним. В этой игре малыш научится очень нужному приему – собирать верх одежды и растягивать узкий ворот перед тем, как просунуть в ворот голову.
2. Затем на следующий день еще раз напомнить – показать малышу, как надо собрать верх футболки руками, чтобы легко в него просунуть голову («сделать окошечко») и быстро просунуть голову в окошечко. Сразу же покажите правильный способ одевания.
В первые разы при обучении одеванию одежды с воротом направляйте голову ребенка так, чтобы голова ребенка сразу же «входила» в узкий ворот подбородком, а не затылком (то есть сначала в ворот просовываем подбородок, а потом уже всю голову вслед за ним). Тогда лицо малыша всё время будет открыто, и он не будет бояться узкого ворота одежды.
После того как малыш научился просовывать голову в ворот, покажите как дальше одевать футболку или свитер – далее продеваем руки в рукава футболки, опускаем футболку вниз.
Как научить ребенка надевать брюки?
Объясняйте ребенку, что одевать брюки удобней сидя на стуле или на полу, вытягивая ноги перед собой, а вставать, только тогда, когда нога вылезет из штанин.. Потом малыш сможет надевать брюки и стоя – но это уже следующий этап.
Покажите ребенку, что у него есть две ножки. А в брюках есть два « окошка». Расскажите им о секрете: «Каждой ножке – своё окошко». Это двустишие очень хорошо запоминается детьми. Напоминайте им эту фразу перед одеванием брюк, и они без проблем научатся их одевать и никогда не засунут две ноги в одну брючину.
Есть еще одна проблема в одевании брюк – очень часто нога ребенка застревает в одном месте брюк и дальше никак «не идет». Особенно если брюки очень узкие – их неудобно одевать.
Что делать? Покажите малышу как нужно сесть. Как взять штанину (сложить ее в складки) и как продеть ногу в штанину. Покажите сами на примере своей одежды. В первых попытках одевания направьте руки ребенка если это понадобится (прием «рука в руке» — т.е. Вы держите детские ручки и их направляете).
Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу?
1. Показать ему, что ботиночки «дружат» и «смотрят друг на друга» (поставьте ботиночки правильно). Найдите у каждого ботинка «носок». Покажите, что носки «смотрят друг на друга». Потом покажите, как ботиночки «поссорились» (носки ботинок смотрят в разные стороны) и вместе с малышом поставьте их снова правильно – «подружите», пусть они «поглядят друг на друга».
2. Поиграйте в путаницу. Разложите обувь ребенка, других детей Вашей семьи вперемешку. Задача – подружить все туфельки (ботиночки, сапожки), то есть расставить их правильно в пары так, чтобы они «смотрели друг на друга». Сначала предложите 3-4 пары обуви для этой игры. Потом в следующей игре можно увеличить количество пар до 8. В первой игре Вы помогаете малышу при необходимости, подсказываете – «Посмотри, эти туфельки друг на друга смотрят или смотрят в разные стороны? Да, в разные стороны. А как их подружить?». Затем малыш выполняет игровое задание сам. Как только он будет легко справляться с этим заданием – можно приступать к шагу 3.
3. При надевании обуви малыш сидит на стульчике (детской банкетке, табуретке). Вместе с ним поставьте правильно ботиночки – так, чтобы они «смотрели друг на друга». Объясните, что у каждой ножки есть свой «домик». Поставьте ножки на домик сверху (ботинки стоят напротив ножек). Потом уже малыш обувается.
4. Можно взять большую наклейку, разрезать ее пополам и приклеить половинки на стельки обуви так, чтобы картинка складывалась тогда, когда левый и правый ботинок стоят вместе, как положено, то это поможет малышу быстрее ориентироваться в том, как правильно обуваться.
Как научить ребенка застегивать разные виды застежек на одежде и обуви?
Текстильные развивающие книжки со шнуровками, пуговицами и разными застежками не помогают научиться шнуровать не себе одежду и обувь, хотя и очень полезны для развития мелкой моторики. Почему? Потому что одно дело — застегивать в горизонтальном положении, а другое – вертикально на своем животе или груди.
Поэтому здесь нужно соблюдать последовательность:
Первый этап – развивающая книжка, коврик для малышей раннего возраста (до 3 лет) с кнопками, молниями, пуговицами, крючками и другими видами застежек (самый легкий вид задания на застегивание). Очень широко известен материал Марии Монтессори — рамки с разными видами застежек (большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнуровка с отверстиями, шнуровка с намоткой на крючок, крючки с петлями, застежки – липучки, застежки с пряжками. Или можно игрушку сделать своими руками. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Либо нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.
Очень важно, чтобы на этом этапе малыш научился пинцетному захватыванию мелких предметов (указательным и большим пальцем), так как именно такой захват очень нужен в одевании одежды.
Второй этап – застегиваем одежду на куклах, мишках, зайках и других игрушках, учимся одевать их (2-3 года) . Очень хорошо, если у Вас дома есть игрушка с полным комплектом одежды. Тогда такая игрушка (например, мишка или кукла) может прийти к малышу и попросить его помочь одеться на прогулку. Ведь мишке так хочется погулять с Вашим малышом! Но без одежды ему будет холодно. Малыш «учит» мишку правильно одеваться, исправляет его ошибки (а мишка всегда путается), потом они идут вместе на прогулку.
Третий этап (с 3-4 лет) – малыш учится застегивать одежду на себе.
Одеваемся играя
Одевание можно превратить в интересную игру. Пусть шапка будет короной, валенки – сапогами-скороходами, собачка молнии – кабиной лифта. Или когда ребенок одевает штаны, скажите ему, что его ноги это две машины, а штаны гараж, пусть машины заезжают в гараж.
Игры-одевалки
1. «Паровозики». Пусть штанина или рукав станут туннелем, а нога или рука малыша – паровозиком. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели».
2. «Одень куклу (мягкую игрушку)» . Скажите малышу, что кукла собралась в гости и её нужно одеть.
3. «Показ мод». Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» — это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.
4. «Ныряй!». Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам «нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.
5. «Каждая ножка с свое окошко» (надевание трусиков). Или «каждая ножка – в свой домик» (надевание колготок).
6. «Прятки». Играем в прятки: «Ку-ку, где Катя? Вот она Катя! Выглянула в окошко!». Можно поиграть в прятки несколько раз: то прячась за «окошечко», то выглядывая из него.
Бывают окна разные:
Квадратные, овальные..
А у меня есть в комнате
Окошко одевальное.
7. «Кукушка» Малыш в этой игре играет роль кукушки. Он сначала держит ручками ворот одежды (Вы в этом время читаете стихи). А потом он быстро протягивает голову в ворот, и «вылезая из окошка» весело говорит: «Ку-ку! Ку-ку!»
Где ты спряталась кукушка?
В чаще леса?
На опушке?Или вон на том суку?
А в ответ: — Ку-ку! Ку-ку!
8. «Кто быстрее оденется». Дети очень любят подражать родителям, поэтому одевайтесь вместе с ним «кто быстрее».